«Московский стандарт поликлиники»

14 мая состоялось выездное заседание комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья. Депутаты, представители Департамента здравоохранения и главные врачи ряда поликлиник города познакомились с реализацией пилотного проекта «Московский стандарт поликлиники». Его апробация проходит на базе амбулаторно-поликлинического центра № 64 ЮЗАО г. Москвы.

Председатель комиссии Л. Стебенкова отметила, что краудсорсинг-проект выявил вопросы, которые волнуют сегодня москвичей. Это работа регистратуры, предоставление населению достоверной информации, вызов врача на дом, выписка рецептов силами среднего медицинского персонала. Способствовать их решению призвана программа «Московский стандарт поликлиники». На сегодняшний день она отработана и внедрена на базе двух поликлинических центров – № 64 и №134, а также консультативно-диагностического центра № 2.

«Театр начинается с вешалки, а поликлиника – с регистратуры», – так начала свое выступление главврач ПЦ № 64 Инга Кокорева. В данном учреждении на месте старой регистратуры организована современная информационная стойка. Все медицинские карты находятся в специальном картохранилище. Пациенту нет необходимости ее забирать, карта ожидает больного в кабинете врача. Такие простые организационные моменты позволили устранить очереди, высвободить место и оформить просторный холл в стиле комфортного и уютного зала ожидания.

Кроме того, в поликлинике создано специальное отделение, осуществляющее выезды врача на дом. Единая диспетчерская позволяет оперативно обрабатывать звонки пациентов. Вызов принимает фельшер, прошедший специальную подготовку. Консультация и опрос пациента проходят по определенному алгоритму, скрипту. Это позволяет уже на первом этапе определить какая помощь необходима звонящему. По данным Инги Кокоревой, количество выездов терапевтов на дом сократилось на 50%. Еще 4 месяца назад, до начала эксперимента, ежедневно у участковых врачей было порядка 180 вызовов. «Вчера у нас было 62 вызова. В среднем это по два вызова на врача, раньше приходилось по 7-8 вызовов», – сказала Инга Кокорева.

Каждая бригада оснащена автотранспортом и «укладкой» – расширенным составом медикаментов, глюкометром, аппаратом для ЭКГ. Средняя продолжительность обработки вызова – 17 минут: 5 минут в пути, 12 минут на осмотр пациента.

Организация выездных бригад позволила терапевтам принимать пациентов в поликлинике непрерывно с 8.00 до 20.00. «Шаг записи» у врача-терапевта составляет 15 минут, в час он принимает четырех пациентов. «Это не значит, что на одного человека 15 минут и не больше, – отметила Людмила Стебенкова. – В экстренных случаях врач будет работать с одним пациентом столько, сколько нужно. Но теперь пациент точно знает, что придя в поликлинику ему не придется сидеть целый день под дверью у доктора. Максимальное ожидание составит 5-10 минут».

Согласно трудовому законодательству, каждый врач имеет два технических и один обеденный перерыва.

Заработная плата врачей выездной бригады составляет 90–100 тыс. рублей в месяц, а врачей-терапевтов на приеме – 70-85 тыс. рублей в месяц.

Что касается выписки льготных рецептов, то она осуществляется фельдшерами в отдельных комнатах. Это позволяет дополнительно разгрузить терапевтов для проведения приема. «На сегодняшний день 1 млн. 200 тыс. москвичей получают льготные лекарства. Это значит, что все они должны регулярно посещать врача для выписки рецепта. Благодаря сестринскому посту мы снимаем лишнюю нагрузку с врача, упрощаем жизнь льготнику», – отметила Людмила Стебенкова. Кроме того, на посту может быть оказана необходимая медицинская помощь: измерена температура, давление и т.д.

По данным заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Алексея Погонина, до конца года новый стандарт работы будет внедрен во всех поликлиниках Москвы: «Всю эту систему мы придумали вместе с врачами и пациентами. Благодаря эксперименту удалось оценить риски, определить проблемные точки, получить много предложений. Сегодня мы видим, что в поликлинике стало удобней и комфортней», – сказал он.

Людмила Стебенкова отметила, что первичное звено – основа всей медицинской помощи. От его работы зависит насколько будет перегружена скорая помощь и стационары. «В ходе краудсорсингового проекта выяснилось, что больше всего москвичей волнуют очереди в поликлиниках, безразличие медработников и недостаточное качество предоставляемых медуслуг. Сегодня мы видим, что правильная организация и логистика способствуют снятию неудовольствия и позволяют сделать медицинскую помощь доступней и качественней», – сказала депутат.

www.duma.mos.ru