Правительство опубликовало правила новых контрольных закупок: что нужно знать бизнесу

С 1 декабря начнут действовать правила организации и проведения контрольных закупок при госконтроле в рамках Закона о защите прав юрлиц и ИП. Именно с этого дня бизнесу нужно быть готовым к данному мероприятию. Подробнее о нем читайте в нашем обзоре.

С чего все началось

Долгое время только налоговые органы и оперативники могли проводить контрольные и проверочные закупки.

С 1 января 2017 года в Законе о защите прав юрлиц и ИП появилась статья о контрольной закупке. Затем предусмотрели, что эту процедуру будут применять в области защиты прав потребителей и при санитарно-эпидемиологическом надзоре. Для проведения закупки нужны были и подробные организационные правила, которые только сейчас установило правительство. Они вступают в силу с 1 декабря.

 

Что такое контрольная закупка

По сути, это скрытная форма внеплановых выездных проверок. Основания для проведения у таких закупки и проверки одинаковые, но о закупке предупреждать заранее не будут, документы перед ее началом не предъявят. Контрольную закупку проведут так, как если бы товары, работы и услуги приобретал потребитель, в том числе дистанционно (например, через интернет).

Также закупку смогут провести в зависимости от категории риска, класса опасности деятельности компании или ИП (используемых объектов). Однако такая возможность должна быть предусмотрена в положении о конкретном виде госконтроля (надзора).

Отметим, если в результате закупки нарушений не обнаружат, то провести внеплановую проверку по тому же основанию будет нельзя.

 

Кто столкнется с закупками и как часто

С новой формой проверок столкнутся компании, которые занимаются розничной торговлей, оказанием услуг потребителям и выполнением для них работ.

Проводить закупки смогут сотрудники Роспотребнадзора и других органов санэпиднадзора, Росалкогольрегулирования и региональных органов контроля за алкогольным рынком.

В дальнейшем сфер контроля (надзора), в рамках которых допускаются контрольные закупки, может стать больше.

 

Можно предположить, что контрольные закупки не станут массовым явлением даже для розницы. Полагаем, закупку смогут провести, например, для проверки фактов:

обмеривания, обвешивания или обсчета потребителей;

навязывания дополнительных услуг;

несоблюдения ограничений на продажу табачной и алкогольной продукции.

Закупки разрешены только в тех случаях, когда иначе оценить соблюдение требований нельзя.

 

Правило достаточно расплывчатое, но это на руку бизнесу. В суде доказывать, что проверку нужно было провести именно в форме закупки, придется контролерам.

Более того, в ряде случаев контрольный (надзорный) орган обязан согласовать закупку с прокуратурой.

 

Как будут оформлять закупку

После приобретения товара, работы или услуги проверяющий должен будет:

объявить, что это была контрольная закупка;

показать служебное удостоверение и приказ о ее проведении;

передать представителю юрлица или ИП (его представителю) копию этого приказа.

Результаты проверки оформят актом. Представителю компании или ИП (его представителю) предложат расписаться в этом документе.

Уклоняться от подписания акта не имеет смысла, в таком случае контролер просто сделает отметку об отказе. Если у представителя есть претензии по поводу содержания документа или действий проверяющих, рекомендуем указать их непосредственно в акте либо изложить отдельно. Во втором варианте рядом со своей подписью напишите "замечания на ___ листах прилагаются", указав вместо прочерка количество листов.

 

Как задокументируют дистанционную закупку

Если закупка была дистанционной, то в акте должны будут указать конкретный способ ее проведения (по почте, ТВ, радио, интернету).

О состоявшейся закупке объявят, направив юрлицу или ИП копии приказа о ее проведении и экземпляра акта. Сделать это должны будут не позже следующего рабочего дня после даты проведения контрольной закупки.

 

Возвращать ли деньги контролерам и ждать ли товар обратно

Внесенные контролером деньги придется вернуть сразу же после закупки.

Деньги можно оставить себе, если:

товары приобретались для дальнейшего исследования;

продукция испортилась;

компания понесла расходы на выполнение работ или услуг, приобретенных контролером.

Госорган должен будет вернуть товары, кроме тех, которые испортились, приобретены для исследований, изъяты или арестованы. Если возможно, то результаты работ и услуг тоже возвратят.

 

На что обратить внимание при обжаловании закупки

Напомним о самых важных требованиях, нарушение которых поможет оспорить результаты закупки.

Обязательно проверьте следующие моменты:

вправе ли контролеры проводить закупки;

была ли необходимость в проведении именно закупки;

согласована ли с прокуратурой закупка, например, осуществляемая сотрудниками Росалкогольрегулирования или регионального органа контроля (надзора) за алкогольным рынком;

являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

Если хотя бы на один вопрос ответом стало "нет", шансы выиграть спор с проверяющими велики.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 N 1398 (вступает в силу 1 декабря 2018 года)

источник: www.consultant.ru